ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ИДИОПАТИЧЕСКИМ СКОЛИОЗОМ К ЗАБОЛЕВАНИЮ
Аннотация
Цель исследования. Анализ эмоциональных особенностей и отношения к болезни ребенка родителей, имеющих детей с идиопатическим сколиозом, определение взаимосвязи между параметрами отношения родителей к болезни ребенка и отношения детей к собственному заболеванию.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 30 матерей, имеющих детей со сколиозом III-IV ст.; 28 матерей, имеющих детей со сколиозом I-II ст.; и их дети 11-17 лет. В качестве контрольной группы обследованы 30 матерей, имеющих относительно здоровых детей 11-17 лет.
Результаты. Матери, воспитывающие подростков с тяжелой деформацией позвоночника, отличаются более высокими показателями реактивной и личностной тревожности. Для матерей детей, страдающих идиопатическим сколиозом и нуждающихся в сложном оперативном лечении, эмоциональные и поведенческие реакции беспокойства, озабоченности, нервозности характерны в различных жизненных ситуациях. В группе матерей, имеющих детей с тяжелыми проявлениями сколиоза, показатели родительского отношения к болезни ребенка «контроль активности», «нозогнозия», «тревожность», «общая напряженность» образовали положительные зависимости с параметрами отношения ребенка к собственному заболеванию, лечебному процессу и госпитализации в целом.
Заключение. Необходимы мероприятия, направленные на повышение эффективности взаимодействия медицинского персонала с родителями пациентов, которые могут повысить уровень информированности родителей по различным аспектам лечебного процесса, снять излишнее эмоциональное напряжение в связи с болезнью и перспективами сложного лечения ребенка.
Об авторах
Галина Викторовна ПятаковаРоссия
Сергей Валентинович Виссарионов
Россия
Список литературы
1. Анцыферова Л.А. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
3. Булюбаш И.Д. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. Самара, 2011.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
5. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. СПб., 2004.
6. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология. 2003. № 3. С. 28-31.
7. Дадаева О.А., Скляренко Р.Т., Травникова Н.Г. Клинико-психологические особенности детей и подростков, больных сколиозом // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003. № 3. С. 10-14.
8. Заборина Л.Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 136-140.
9. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.
10. Ловелле Р.П., Кудрявая Н.В. Психологические основы деятельности врача. М., 1999.
11. Менделевич О.В. Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект // Психологические проблемы современной российской семьи: М-лы II Всерос. науч. конф. М., 2005. С. 36-41.
12. Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях. М., 2007.
13. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Каган. СПб., 1991.
14. Пятакова Г.В., Виссарионов С.В. Исследование качества жизни подростков с тяжелыми деформациями позвоночника // Хирургия позвоночника. 2009. № 4. С. 38-43.
15. Пятакова Г.В., Кутузов А.П. Исследование отношения к заболеванию у детей с двигательными нарушениями в зависимости от особенностей заболеваний и характера воспитательных воздействий // Стандарты технологии специализированной помощи детям при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата: Часть 1. Ростов н./Д, 1999. С. 160-162.
16. Пятакова Г.В., Умнов В.А., Маслов В.А. Матери, воспитывающие детей с детским церебральным параличом: качество жизни и отношение к болезни детей // XI Мнухинские чтения: Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде: М-лы конф. СПб., 2013. С. 350-354.
17. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения. М., 2005.
18. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 15-23.
19. Трубицина Л.В. Процесс травмы. М., 2005.
20. Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. СПб., 2010.
21. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиозы и кифозы. М., 1973.
Для цитирования:
Пятакова Г.В., Виссарионов С.В. ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ИДИОПАТИЧЕСКИМ СКОЛИОЗОМ К ЗАБОЛЕВАНИЮ. "Хирургия позвоночника". 2014;(2):29-35. https://doi.org/10.14531/ss2014.2.29-35
For citation:
Pyatakova G.V., Vissarionov S.V. ATTITUDE OF PARENTS AND CHILDREN WITH IDIOPATHIC SCOLIOSIS TO THE DISEASE. Hirurgiâ pozvonočnika (Spine Surgery). 2014;(2):29-35. (In Russ.) https://doi.org/10.14531/ss2014.2.29-35