ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СО СКОЛИОЗОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЛЕЧЕНИЯ
https://doi.org/10.14531/ss2006.4.8-12
Аннотация
Цель исследования. Изучение особенностей психофизиологического статуса у детей и подростков со сколиозом и анализ его динамики после хирургического вмешательства.
Материал и методы. Обследовано 58 больных в возрасте 10–16 лет со сколиозом III–IV степени, 17 из них прооперированы по методике Cotrel – Dubousset. В контрольную группу вошли 18 практически здоровых детей аналогичного возраста. Использованы клинический, рентгенологический и психофизиологический методы обследования. Состояние психоэмоциональной сферы оценивалось по уровню депрессии, показателям личностной и реактивной тревожности, типу отношения пациентов к болезни и к своим витальным функциям; состояние реактивности психовегетативной сферы – по величине глазосердечного, синокардиального и солярного рефлексов. Пациенты обследованы трижды: до операции, через шесть и двенадцать месяцев после хирургического вмешательства.
Результаты. Психофизиологический статус детей и подростков со сколиозом существенно отличается от нормы. Нарушения в психоэмоциональной сфере характеризуются высоким уровнем депрессии, ситуативной и личностной тревожности, нарушением социальной адаптации, а в психовегетативной – повышением лабильности и снижением реактивности вегетативной нервной системы.
Заключение. Установлено, что при сколиозе психофизиологический статус детей и подростков имеет существенные особенности. В ближайшем послеоперационном периоде положительная динамика в основном наблюдается в психоэмоциональной сфере, в психовегетативной – существенной динамики нет.
Об авторах
Игорь Алексеевич НоркинРоссия
Виктор Николаевич Шемятенков
Россия
Владимир Владимирович Зарецков
Россия
Дарья Павловна Зуева
Россия
Александр Владимирович Зарецков
Россия
Сергей Анатольевич Рубашкин
Россия
Список литературы
1. Ардатов, С.В., Сухобрус Е.А. Медицинский психолог в травматологическом отделении: психокоррекционный аспект деятельности // Анналы травматол. и ортопед. 2004. № 1. С. 26–32.
2. Васильева Е.В., Голубева К.Г., Пухлова Е.И. Характеристика соматических заболеваний у детей с патологией позвоночника // Оптимальные технологии диагностики и лечения в детской травматологии и ортопедии, ошибки и осложнения: Тез. докл. симпозиума детских травматол.-ортопедов России. СПб., 2003. С. 182–183.
3. Ветрилэ С.Т. Использование современных технологий для диагностики, лечения заболеваний и повреждений позвоночника у детей и подростков // Оптимальные технологии диагностики и лечения в детской травматологии и ортопедии, ошибки и осложнения: Тез. докл. симпозиума детских травматол.-ортопедов России. СПб., 2003. С. 183–185.
4. Губина Е.В. Клиническое применение русскоязычного варианта анкеты Scoliosis Research Society Outcome Instrument-24 (SRS-24) // Хирургия позвоночника. 2004. № 2. С. 34–39.
5. Давыдова Т.А., Богинская В.В., Соловьева К.С. Динамика состояния позвоночника у школьников // Человек и его здоровье: Тез. докл. IX Рос. нац. конгресса. СПб., 2004. С. 132.
6. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1997.
7. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
8. Михайловский М.В., Новиков В.В., Васюра А.С. и др. Современная концепция раннего выявления и лечения идиопатического сколиоза // Вестн. травматол. и ортопед. им. Н.Н. Приорова. 2003. № 1. С. 3–10.
9. Норкин И.А., Зарецков В.В., Шемятенков В.Н. и др. К вопросу о роли психофизиологических показателей в профилактике осложнений при хирургическом лечении сколиоза // Современные технологии диагностики, лечения и реабилитации больных с заболеваниями и повреждениями позвоночника, спинного мозга и периферической нервной системы: Тез. докл. Рос. науч.-практ. конф. Курган, 2005. С. 181–182.
10. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. статей. М., 1983. С. 12.
11. Фогель Н.Н., Попков Д.А. Оценка психоэмоционального состояния детей и подростков, имеющих ортопедическую патологию (на материале проективной рисуночной методики «Несуществующее животное») // Гений ортопедии. 2002. № 1. С. 85–89.
Рецензия
Для цитирования:
Норкин И.А., Шемятенков В.Н., Зарецков В.В., Зуева Д.П., Зарецков А.В., Рубашкин С.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СО СКОЛИОЗОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЛЕЧЕНИЯ. Хирургия позвоночника. 2006;(4):008-012. https://doi.org/10.14531/ss2006.4.8-12
For citation:
Norkin I.A., Shemyatenkov V.N., Zaretskov V.V., Zueva D.P., Zaretskov A.V., Rubashkin S.A. PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSIOLOGY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH SCOLIOSIS AT DIFFERENT STAGES OF TREATMENT. Russian Journal of Spine Surgery (Khirurgiya Pozvonochnika). 2006;(4):008-012. (In Russ.) https://doi.org/10.14531/ss2006.4.8-12