КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ДЕФОРМАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Анализ результатов повторных корригирующих операций у пациентов с деформациями позвоночника различной этиологии.
Материл и методы. Из 144 пациентов, ранее оперированных по поводу деформаций позвоночника различной этиологии с помощью разных видов вертебрального инструментария, в группу исследования включены 87 больных (средний возраст – 22,8 года, м : ж = 10 : 77), подвергнутых повторной коррекции деформации с помощью инструментария III поколения (CDI и его аналоги). Оценены величины сколиотической деформации, грудной кифоз, поясничный лордоз, ротация апикального позвонка, объем интраоперационной кровопотери и продолжительность операции. Все пациенты отвечали на вопросы анкеты SRS-24 на этапах лечения и пос-леоперационного наблюдения, а также обследованы методом компьютерной оптической топографии.
Результаты. Из 87 повторно оперированных пациентов у 74 имелся идиопатический сколиоз. У 31 больного оценены результаты в сроки не менее двух лет (в среднем 61,8 мес.). В результате вмешательства основная дуга исправлена на 29,1° (36,5 %), потеря коррекции – 4,6° (р < 0,001), деротация апикального позвонка – с 34,9° до 22,1° (р < 0,001), потеря коррекции – 0,8°. Средняя кровопотеря варьирует от 810 до 1138 мл, время операции – от 187 до 289 мин. Данные компьютерной оптической топографии убедительно подтверждают достигнутый в ходе повторного вмешательства корригирующий эффект. По данным анкетирования (SRS-24) удовлетворенность результатами операции достаточно высока.
Заключение. Повторные корригирующие вмешательства у пациентов с деформациями позвоночника различной этиологии даже в отдаленные периоды позволяют частично восстановить утраченную первичную коррекцию и повысить качество жизни, что подтверждается клинико-рентгенографическими данными, результатами компьютерно-оптической топографии и анкетирования по SRS-24.
Цель исследования. Анализ результатов диагностики сколиоза при обследовании одной и той же группы школьников топографами ТОДП и Formetric.
Материал и методы. Обследованы 364 школьника (197 девочек и 167 мальчиков, средний возраст 8,92 ± 1,90 года), разделенных на 3 возрастные группы: 6–8 лет (n = 135, средний возраст 7,22 ± 0,70 года), 8–10 лет (n = 134, средний возраст 8,95 ± 0,56 года), 10–12 лет (n = 95, средний возраст 11,35 ± 1,59 года). Детей поочередно обследовали методами компьютерной оптической топографии и видеорастерстереографии на двух топографах: ТОДП (2021 г. выпуска, ПО WTOPO 5.4-2021) и Formetric 4D (2015 г. выпуска, ПО DICAM2.6.4). Для ТОДП использовали 3 стандартных для скрининга позы, для Formetric – одну с усреднением 12 кадров.
Результаты. Полученная статистика по распределению топографических аналогов угла Cobb (для ТОДП – угла латеральной асимметрии, для Formetric – угла сколиоза) показала значительное расхождение процента выявленного сколиоза: 0–5° – 50,0 % (ТОДП) и 4,10 % (Formetric); 5–7° – 33,8 % и 9,3 %; 7–9° – 12,4 % и 17,9 %; 9–15° – 3,8 % и 51,6 %; 15–25° – 0,0 % и 16,2 %; 25–50° – 0,0 % и 0,8 % соответственно. По группам клинически значимый сколиоз (9° и более) составил для ТОДП 3,7 %, 2,2 %, 6,6 % (средний – 3,8 %), для Formetric – 71,1 %, 70,1 %, 63,2 % (средний – 68,7 %). При этом на ТОДП выявлено только 14 случаев клинически значимого сколиоза (от 9 до 15°), в том числе 9 структуральных и 5 компенсаторных сколиозов, а по данным Formetric – 250 сколиозов (188 – от 9 до 15°, 59 – от 15 до 25°, 3 – от 25 до 37°). Для девяти структуральных сколиозов (по ТОДП) диагноз Formetric совпал полностью только в двух случаях и в трех (55,0 %) – частично, а в пяти случаях компенсаторного сколиоза (по ТОДП) совпал полностью в трех случаях и в одном – частично (80,0 %).
Заключение. По результатам топографического скрининга 364 школьников на топографе ТОДП выявлено 3,8 % сколиозов 9° и более, что соответствует средним данным по скринингу в ряде стран мира. По результатам обследования на топографе Formetric у тех же школьников выявлено 68,7 % сколиозов 9° и более, что позволяет судить о гипердиагностике и сделать вывод о слабой пригодности Formetric для топографического скрининга сколиоза у школьников.
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Анализ прочности трех типов конфигураций систем позвоночно-тазовой фиксации при продольных переломах крестца методом конечных элементов.
Материал и методы. Биомеханический анализ проводили методом конечных элементов. Трехмерная модель сегмента позвоночно-
тазового комплекса, включающая тазовые кости, крестец и позвонки L4, L5, была создана на основе результатов КТ здорового пациента. Затем на выполненной модели крестца воспроизводили продольный перелом с левой стороны в зоне 1 по классификации Denis. Далее с помощью биомеханического компьютерного моделирования осуществляли сравнительную оценку трех вариантов систем позвоночно-тазовой фиксации: двусторонней позвоночно-тазовой конструкции L4–S2Alar; двусторонней позвоночно-тазовой конструкции L4–S2Alar с установкой поперечного коннектора; двусторонней позвоночно-тазовой конструкции L4–S2Alar с установкой L-образного стержня. Определяли стабильность фиксации, а также величины нагрузок, действующих на элементы фиксации и костные ткани.
Результаты. При увеличении жесткости конструкции посредством поперечного коннектора или/и L-образного стержня перераспределяется нагрузка между винтами, находящимися слева и справа от зоны перелома. Жесткость конструкции L4–S2Alar с параллельными, несоединенными между собой стержнями, значительно ниже, что приводит к критическому увеличению нагрузок на конструкцию и позвонки.
Заключение. При анализе методом конечных элементов трех вариантов позвоночно-тазовой фиксации фрагментов при продольных переломах крестца выявлено, что двусторонняя позвоночно-тазовая конструкция с транспедикулярными винтами, установленными в L4, L5 позвонки, и тазовыми винтами, установленными в подвздошные кости через боковые массы S2 по два с каждой стороны (L4–S2Alar), соединенными двумя параллельными стержнями (вариант 1), является наименее прочной в сравнении с остальными вариантами. При дополнении конструкции поперечным коннектором между стержнями (вариант 2) прочность фиксации возрастает. Наиболее прочной показала себя конструкция L4–S2Alar с L-образным стержнем на стороне продольного перелома крестца (вариант 3).
Представлены клиническое наблюдение и несистематический обзор литературы по проблеме применения манубриотомии в лечении осложненного повреждения шейно-грудного отдела позвоночника. На основании предоперационного расчета ангулометрических характеристик повреждения и индивидуальных особенностей анатомии пациента, в том числе критерия Тенга, при хирургическом лечении осложненного компрессионно-оскольчатого переломовывиха шейно-грудного отдела позвоночника выполнена частичная резекция рукоятки грудины в области яремной вырезки для обеспечения безопасной и стабильной установки шейной фиксирующей пластины. Достигнуты полное восстановление оси и стабильности позвоночника, регресс неврологического дефицита. При вмешательствах на шейно-грудном отделе позвоночника предоперационное определение критерия Тенга позволяет с учетом анатомических особенностей пациента оценить зону оптимальной визуализации, а также дает возможность планировать каудальное расширение доступа, в том числе путем ограниченной П-образной манубриотомии.
Цель исследования. Установить влияние нейрогенного шока (НШ) на течение острой осложненной травмы шейного отдела позвоночника.
Материал и методы. В ретроспективное исследование включены 96 пациентов с острой осложненной травмой шейного отдела позвоночника. Критериями наличия НШ были определены среднее АД < 70 мм рт. ст., ЧСС < 60 в минуту. Выделено 2 группы: I – 13 пациентов с НШ, II – 83 пациента без НШ. Анализировали основные характеристики пациентов и течение травмы спинного мозга с момента поступления до 30 сут наблюдения.
Результаты. По полу, возрасту, уровню повреждения позвоночника, тяжести повреждения спинного мозга и сопутствующей патологии статистически значимой разницы между группами не выявлено. Показатели АД и ЧСС у пациентов с НШ при поступлении были ниже референсных значений и имели статистически значимые различия в сравнении с аналогичными показателями у пациентов II группы. В 1-е сут лечения в ОРИТ все пациенты группы I требовали гемодинамической поддержки, в группе II – 69 (83,1 %) пациентов. Продолжительность гемодинамической поддержки в группе I составила 11 [6; 15] сут, в группе II – 7 [4; 14] сут; p = 0,231. Показатели уровня лактата и pH крови соответствовали референсным значениям на всех этапах при отсутствии межгрупповых различий. Различие по выраженности органных дисфункций (шкала SOFA) было зарегистрировано только на 7-е сут лечения в ОРИТ (p = 0,010), по тяжести состояния пациентов (шкала APACHE II) значимых различий не установлено. Наличие НШ сопровождалось статистически значимым увеличением количества осложнений. Продолжительность лечения в ОРИТ составила 28,0 [22; 57] сут в группе I, 23,5 [11; 37] сут – в группе II (p = 0,055); в стационаре – 58,0 [44; 70] сут в группе I против 41,5 [24; 59,5] сут – в группе II (р < 0,025). Положительная динамика в неврологическом статусе при выписке отмечена у 15,0 % пациентов в группе I и у 19,3 % – в группе II.
Заключение. Распространенность НШ при изолированной травме шейного отдела позвоночника составила 13,5 %. Развитие НШ значимо увеличивает количество осложнений и продолжительность лечения пациентов в стационаре, но не исключает возможности регресса имеющихся неврологических нарушений.
ДЕГЕНЕРАТИВНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Изучение эффективности и безопасности применения трансфораминальной эпидуральной блокады (ТЭБ) у пациентов с грыжами межпозвонковых дисков, а также сравнение результатов в группе ТЭБ с результатами в группе пациентов, получавших лечение другими методами.
Материал и методы. Изучены результаты лечения 248 пациентов с грыжами межпозвонковых дисков и стойким корешковым болевым синдромом, которые имели показания к хирургическому лечению. В 70 случаях проведена ТЭБ, при низкой эффективности которой (снижение выраженности боли менее чем на 50 %) предложено оперативное вмешательство. В 178 случаях выполнено хирургическое лечение – микрохирургическая или эндоскопическая дискэктомия. Состояние пациентов оценивали в течение двух лет на основании показателей ВАШ, опросника Освестри и шкалы MRC, характеризующей двигательную дисфункцию в конечности.
Результаты. Через 1 мес. в группе ТЭБ снижение интенсивности корешковой боли (на 50 % и более) определялось с меньшей частотой (84,3 %), чем в группе хирургического лечения (93,8 %), без статистически значимой разницы (p = 0,526). В то же время стойкое снижение корешковой боли (на 50 % и более) без необходимости хирургического лечения в группе ТЭБ достигнуто у 62,9 % пациентов. Также значимо не отличались значения ВАШ для локальной боли в пояснице (p = 0,179) и показатели ODI (p = 0,348) между группами. Через 24 мес. преимущества функциональных исходов в группе ТЭБ в сравнении с группой хирургического лечения подтверждаются сравнением медиан ODI, составивших 4 [0; 8] и 12 [4; 20] баллов соответственно, и ВАШ для боли в пояснице – 0 [0; 1] и 1 [0; 3]; p < 0,001. Значимое (50 % и более) снижение ВАШ для корешковой боли достигнуто у всех пациентов группы ТЭБ, тогда как в группе хирургического лечения – у 88,8 % (р > 0,05). В группе ТЭБ стойкий обезболивающий эффект без последующего хирургического вмешательства достигнут у 42 (60,0 %) пациентов, а число выполненных по различным причинам повторных хирургических вмешательств было достоверно ниже (p < 0,001) при сопоставимой частоте развития рецидивов грыж межпозвонковых дисков среди оперированных пациентов, которые требовали повторного хирургического лечения (p > 0,05).
Заключение. Применение ТЭБ в лечении пациентов с грыжами межпозвонковых дисков на поясничном уровне и стойкой корешковой болью позволяет избежать хирургического лечения у 62,9 % пациентов в короткие сроки и у 60,0 % на протяжении двух лет после процедуры, сохраняя при этом высокое качество их жизни.
Цель исследования. Анализ клинических и рентгенологических результатов хирургического лечения пациентов с истмическим спондилолистезом L5 позвонка с помощью вентрального аксиального корпородеза и транспедикулярной стабилизации с межтеловым корпородезом из заднего доступа.
Материал и методы. В исследовании принял участие 71 пациент с истмическим спондилолистезом L5 позвонка I и II степени. Пациентов разделили на 2 группы: основная – 25 человек, контрольная – 46. В основной группе пациентам выполнен пресакральный аксиальный корпородез, в контрольной – транспедикулярная стабилизация с TLIF. Оценку результатов хирургического лечения пациентов проводили на основе шкалы MacNab, опросника ODI, ВАШ, степени неврологических нарушений по Francel.
Результаты. Длительность оперативного вмешательства в основной группе в среднем составила – 67 ± 23 мин, в контрольной – 135 ± 45 мин, длительность пребывания в стационаре в основной группе – 3 ± 1 день, в контрольной – 5 ± 2 дня. Хорошие результаты получены во всех случаях. В послеоперационном периоде средние показатели болевого синдрома в основной группе через 14 дней составили 2,0 ± 1,0 балла, через 1 мес. – 1,0 ± 0,7 балла, через 1 год – 0,5 ± 0,5 балла, в контрольной группе через 14 дней – 2,5 ± 0,5 балла, через 1 мес. – 2,0 ± 1,0 балла, через 1 год – 0,5 ± 0,3 балла. Средние показатели общего состояния в основной группе по ODI через 14 дней – 32,3 ± 8,1 %, через 1 мес. – 8,1 ± 4,4 %, через 1 год – 4,3 ± 1,8 %, в контрольной группе через 14 дней – 30,2 ± 5,2 %, через 1 мес. – 6,3 ± 2,2 %, через 1 год – 2,1 ± 1,9 %. При оценке длительности оперативного вмешательства оказалось, что при выполнении пресакрального аксиального корпородеза длительность операции сокращается в 2 раза, период пребывания пациентов в стационаре сокращается в 1,5 раза.
Заключение. Результаты хирургического лечения пациентов с истмическим спондилолистезом I и II степени без нарушения сагиттального баланса с помощью транспедикулярной фиксации с TLIF и вентросакрального аксиального корпородеза сопоставимы. Однако за счет уменьшения интраоперационной травмы методика вентросакрального аксиального корпородеза позволяет сократить время операции и сроки госпитализации.
ОПУХОЛИ И ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Сравнительный анализ результатов лечения пациентов с распространенными (полисегментарными и многоуровневыми) формами гематогенного остеомиелита позвоночника и пациентов с моносегментарными и моновертебральными поражениями.
Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ моноцентровой когорты из 266 больных гематогенным остеомиелитом позвоночника за 2006–2019 гг. Пациенты разделены на 2 группы: группа А (полисегментарные и многоуровневые поражения позвоночника) – 33 (12,4 %) человека; группа В (моносегментарные и моновертебральные) – 233 (87,6 %). Основными методами исследования являлись клинический, рентгенологический (стандартная рентгенография, КТ), МРТ, микробиологический, гистологический, статистический.
Результаты. При сравнении групп пациентов определено, что вовлечение шейного (р < 0,001) и грудного (р = 0,014) отделов позвоночника более характерно для полисегментарных и многоуровневых поражений. Имеется тенденция к преобладанию поражений типа А по классификации Pola у больных с локальными формами (р = 0,078) и увеличение поражений типа С при распространенных процессах (р = 0,035). Количество неврологических нарушений больше при полисегментарных и многоуровневых поражениях (р = 0,003). Значимых различий между группами сравнения в результатах лечения, количестве рецидивов и летальных исходов не выявлено.
Заключение. Поражение шейного и грудного отделов позвоночника, наличие неврологического дефицита характерны для многоуровневых и полисегментарных форм гематогенного остеомиелита. Формирование многоуровневого поражения в различных отделах позвоночника с временным интервалом 2–4 недели и более требует раздельного выполнения диагностического алгоритма, определения классификационных критериев и дифференцированной тактики лечения для каждого очага.
Цель исследования. Анализ клинических особенностей течения инфекционного спондилита у пациентов с COVID-19.
Материал и методы. Выполнено сплошное ретроспективное исследование с анализом медицинской документации 52 пациентов с инфекционным спондилитом, находившихся на лечении в 2021–2022 гг. Пациентов разделили на 2 группы: основная (n = 24) – с перенесенной новой коронавирусной инфекцией; контрольная (n = 28) – без коронавирусной инфекции.
Результаты. Особенностью инфекционного спондилита у больных COVID-19 являются преобладание в очаге инфекции факультативной анаэробной грамотрицательной флоры, более высокая частота многоуровневого поражения, тенденция к увеличению количества негативных результатов оперативного лечения и хроническое затяжное течение. При этом течение инфекционного спондилита на фоне COVID-19 сопровождается меньшими деструктивными изменениями пораженного сегмента, приводящими к нарушению опорной функции позвоночника. Тем не менее у этих пациентов статистически значимо увеличивается срок купирования воспалительного процесса в позвоночнике: в основной группе – 18,04 ± 3,84 недели, в контрольной – 10,08 ± 2,34 недели (Uэмп < 240; p = 0,001).
Заключение. При новой коронавирусной инфекции вторичное инфекционное поражение позвоночника в подавляющем большинстве наблюдений вызвано грамотрицательными возбудителями, протекает без выраженной костной деструкции, с тенденцией к хроническому затяжному течению. Оперативное лечение COVID-ассоциированных спондилитов сопряжено с более высокими рисками развития послеоперационных осложнений.
Цель исследования. Представить клинический случай оссифицирующего арахноидита, ассоциированного с сирингомиелией, и краткий обзор литературы с акцентом на его этиологию, патогенез, методы диагностики и лечения.
Материал и методы. Описан клинический случай пациентки 68 лет с симптоматическим оссифицирующим арахноидитом. Диагноз установлен на основании результатов интраоперационной биопсии, гистологического исследования резецированного фрагмента и подтвержден в послеоперационном периоде с помощью КТ спинного мозга, мультиспиральной компьютерной миелографии. Анализ течения патологии поставил следующие вопросы: критерии диагностики, оптимальная тактика лечения заболевания. Приведен краткий обзор случаев оссифицирующего арахноидита, описанных в литературе с 1982 г. по настоящее время.
Результаты. Обзор описанных в литературе случаев оссифицирующего арахноидита показал, что на сегодняшний день нет единой тактики диагностики и лечения данного заболевания. В большинстве случаев диагноз устанавливается интраоперационно (65 % проанализированных случаев). На дооперационном этапе достоверно визуализировать оссификацию позволяет КТ. При выборе терапии необходимо основываться на выраженности клинической картины, степени оссификации арахноидальной оболочки и наличии сопутствующей патологии пораженного отдела спинного мозга (например, сирингомиелии).
Заключение. Показанием к хирургическому лечению пациентов с оссифицирующим арахноидитом следует считать наличие нарастающего неврологического дефицита. Цели операции должны включать в себя декомпрессию невральных структур и восстановление нормальной ликвороциркуляции.
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Диссертационные работы
ЮБИЛЕЙ
ФОРУМЫ ДЛЯ ВЕРТЕБРОЛОГОВ
Форумы для вертебрологов
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
ISSN 2313-1497 (Online)