ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Обоснование возможности применения непрямого метода устранения смещения фрагментов в позвоночный канал при проведении вентрального спондилодеза и определение факторов, влияющих на успешную редукцию фрагментов.
Материал и методы. Прооперированы 78 пациентов со свежими переломами грудных и поясничных позвонков, сопровождавшимися критическим или близким к нему смещением фрагментов в позвоночный канал. Выделены две группы: I – 38 пациентов со взрывными переломами типа А3, которым проведен вентральный спондилодез и устранение смещения фрагментов с использованием разработанной методики закрытого ремоделирования позвоночного канала; II – 40 пациентов со взрывными переломами, сопровождавшимися критическими степенями смещения фрагментов в позвоночный канал. Пациентам этой группы проведена транспедикулярная фиксация, выполнен лигаментотаксис путем экстензии и дистракции по стержням.
Результаты. В группе I достигнутая степень интраоперационной коррекции кифоза была более выражена. В то же время в отдаленном периоде потеря коррекции после двухэтапных вмешательств в группе II была меньше и составила 16,4 ± 3,2 %, тогда как в группе I после вентрального спондилодеза потеря коррекции была 28,5 ± 6,2 %, но являлась компенсированной вследствие первоначальной гиперкоррекции. В группе I смещение устранено в среднем на 63,3 ± 27,9 %. В группе II имевшееся смещение фрагментов устранено на 35, 6 ± 29,1.
Заключение. При оперативном лечении взрывных переломов грудных и поясничных позвонков метод ремоделирования позвоночного канала в сочетании с вентральным спондилодезом эффективно и малотравматично обеспечивает восстановление размеров позвоночного канала без проведения передней декомпрессии.
Цель исследования. Анализ эффективности лечения пациентов с травматическими повреждениями шейного отдела позвоночника с применением стабилизирующих им-плантатов на основе гидроксиапатита.
Материал и методы. Прооперирован 101 пациент (83,1 % мужчин, 14,9 % женщин) в возрасте от 17 до 67 лет с травматическими повреждениями позвоночника. Произведена стабилизация позвоночных сегментов от С2 до Th1. Из пациентов были сформированы две идентичные по возрасту, полу, характеру травмы и неврологической симптоматике группы по 30 человек в каждой. В основной группе для стабилизации использовался имплантат «БАК-1000», в контрольной – консервированная аллокость. Использовались рентгенологический, КТ- и МРТ-контроль. Контроль тяжести поражения спинного мозга и неврологического статуса осуществлялся с помощью шкалы ASIA/IMSOP. Обследование и тестирование производили до операции, через 10–15 дней после операции, через 1, 3, 6, 8–12 мес. после операции.
Результаты. Положительная симптоматика отмечена у пациентов обеих групп. Более ранняя активизация, реабилитация, улучшение качества жизни, снижение сроков нетрудоспособности были в основной группе, формирование костно-апатитового блока наступило через 2–2,5 мес. Пациенты контрольной группы после снятия наружной жест-кой иммобилизации смогли приступать к активным реабилитационным мероприятиям только через 6–8 мес. после операции.
Заключение. Имплантаты на основе гидроксиапатита, применяемые для стабилизации шейного отдела позвоночника, прорастают костной тканью, образуя надежный костно-апатитовый блок через 2–2,5 мес. с момента операции. Использование имплантатов «БАК-1000» позволяет на 30 % сократить сроки лечения и реабилитационного периода и на 20 % улучшить неврологический исход лечения.
Цель исследования. Оценка динамики роста позвонков, примыкающих к зоне экстирпации полупозвонка, в зависимости от протяженности инструментальной и костно-пластической фиксации.
Материал и методы. У 39 пациентов, распределенных в группы в зависимости от локализации полупозвонка и типа операции, методом рентгенометрических измерений изучен рост искусственно блокированных позвонков. В возрасте до 5 лет прооперированы 35 детей, после 5 лет – 4. Отдаленный результат на протяжении первого ростового спурта прослежен у 35 детей; в период плато роста – у 7, в период второго ростового спурта – 5.
Результаты. Рост блокированных позвонков после экстирпации полупозвонка снижается менее чем на 10 % от теоретически рассчитанного должного роста. Чем меньше позвоночно-двигательных сегментов включено в передний и (или) задний костный блок, тем ближе рост блокированного отдела к должному. Протяженность инструментальной фиксации существенно на рост позвонков не влияет.
Заключение. При современном подходе к технике экстирпации полупозвонков в нижнегрудном и поясничном отделах у детей младшей возрастной группы создаются благоприятные условия для роста позвоночника.
ДЕФОРМАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Анализ результатов использования оригинальной программы оценки биоэлектрической активности мозга – 3DLocEEG.
Материал и методы. Обработке по указанной программе была подвергнута 131 ЭЭГ, в каждой – 36 односантиметровых срезов мозга (12 сагиттальных, 12 горизонтальных, 12 фронтальных). Всего 4 716 срезов. Оценивалось количество дипольных источников в каждом срезе на порогах в 25, 50 и 75 % от максимальной мощности. Всего было проанализировано 14 148 срезов. Полученная информация о трехмерном распределении эквивалентных диполей обрабатывалась с использованием gрограммного пакета «Statistica 6.0».
Результаты. Выявлена отличающаяся от нормы своеобразная частотно-временная картина биоэлектрической активности головного мозга. Дискриминантный анализ полученных данных показал, что различные варианты указанной картины достоверно коррелируют с такой характеристикой идиопатического сколиоза (ИС), как его прогрессирующее или непрогрессирующее развитие. Детальный анализ позволил выявить те отделы головного мозга, которые оказались наиболее значимыми в формировании характерной для пациентов с ИС общей частотно-временной картины биоэлектрической активности. Это базальные структуры – гипоталамус, гипофиз и эпифиз. Отличающаяся от нормы биоэлектрическая активность в этих структурах расценена как признак дизрегуляции.
Заключение. Выявленные признаки дизрегуляции структур головного мозга касаются процессов, определяющих продольный рост позвоночного столба и его элементов, и могут быть одним из факторов, приводящим к формированию ИС.
ДЕГЕНЕРАТИВНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Анализ результатов применения многоканальной электронейромиостимуляции после протезирования поясничных межпозвонковых дисков титановыми нефункциональными эндопротезами в раннем послеоперационном периоде.
Материал и методы. В исследование включены 70 пациентов с поясничным остеохондрозом, оперированных способом протезирования межпозвонковых дисков титановыми нефункциональными эндопротезами. Из них 35 больным (основная группа) на 10-е сут после операции проведена многоканальная электронейромиостимуляция. Контрольную группу составили 35 пациентов, которым многоканальной электронейромиостимуляция не проводилась. Группы идентичны по возрасту (М = 43,6 лет), полу, срокам заболевания, локализации грыж, степени неврологических и ортопедических нарушений. На основании данных клинического, рентгенологического и электронейромиографического исследований проведена сравнительная оценка результатов лечения пациентов основной и контрольной групп в сроки 3, 6 и 12 мес. после операции.
Результаты. Через 6 мес. после применения электронейромиостимуляции остаточные явления болевого вертебрального синдрома выявлены у 5 пациентов основной группы и у 26 пациентов контрольной. Умеренные корешковые боли с иррадиацией по дерматому через 3 мес. после операции в основной группе зарегистрированы у 6 пациентов, а через 6 мес. – у 2. В контрольной группе – соответственно у 18 и 9 пациентов.
Заключение. Применение многоканальной электронейромиостимуляции после протезирования межпозвонковых дисков титановыми нефункциональными эндопротезами позволяет в более ранние сроки устранить остаточные явления болевого вертебрального и радикулярного синдромов и сократить реабилитационный период на 3–5 мес.
ОПУХОЛИ И ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Изучение анамнестических данных и болевого синдрома у пациентов с острой и хронической формами неспецифического остеомиелита позвоночника (НОП).
Материал и методы. Пролечено 125 пациентов с НОП: 74 из них проведено комплексное консервативное лечение, 51 – выполнены радикально-восстановительные операции на позвоночнике. Изучены жалобы пациентов, произведена оценка болевого синдрома при поступлении в стационар и после лечения.
Результаты. Сроки постановки диагноза варьировали от трех дней до двух лет. Выявлены особенности болевого синдрома при острой и хронической формах НОП. В остром периоде НОП боль достигала своего максимального значения (по визуальной аналоговой шкале – 72,3 ± 7,6 %). Она, по определению пациентов, была мучительная, грызущая, пульсирующая, жгучая, стреляющая. Для хронического течения воспалительного процесса в позвоночнике характерна менее интенсивная боль (по визуальной аналоговой шкале – 48,0 ± 4,8 %), преимущественно ноющая, тупая, разлитая. Использование модифицированного теста Цунга показало, что при НОП имеется высокий уровень тревожности – на уровне 25–35 баллов.
Заключение. Диагностика болевого синдрома позволяет не только оценить в динамике эффективность проводимого лечения, но и обосновать рациональность назначения противоболевой терапии с учетом возможности развития тревожных состояний и психических расстройств.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКЦИЯ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВЕРТЕБРОЛОГИИ
ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ
НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ ВЕРТЕБРОЛОГИИ
ФОРУМЫ ДЛЯ ВЕРТЕБРОЛОГОВ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
ISSN 2313-1497 (Online)