КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ДЕФОРМАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Оценить непосредственные результаты избирательного применения навигационных шаблонов при оперативном лечении идиопатического сколиоза.
Материал и методы. Задняя инструментальная фиксация при идиопатическом сколиозе выполнена 12 пациентам 14–17 лет. У 6 больных для установки транспедикулярных винтов в позвонки с наименее благоприятными морфометрическими характеристиками применены двухуровневые навигационные шаблоны (группа А), у 6 – все винты установлены по методике free-hand (группа Б). Число установленных винтов у каждого пациента составило от 16 до 20. Группы сопоставимы по полу, возрасту, величине ведущей дуги, числу включенных в зону фиксации позвонков, числу и характеру опорных элементов. Проведено сравнение длительности операции и объема кровопотери между группами, а в группе с навигационными шаблонами выполнен учет времени, затрачиваемого на создание виртуальных объектов, а также оценена корректность стояния винтов по системе 2-миллиметровых инкрементов.
Результаты. Избирательное использование навигационных шаблонов, в сравнении с методикой тотальной free-hand имплантации винтов, обеспечивает достоверное сокращение продолжительности операции, не влияя на объем кровопотери и величину коррекции дуги. В группе А 48 винтов имплантированы с использованием шаблонов, 59 – по методике free-hand, при этом ширина корней дуг на уровнях навигации составила 4,28 ± 1,43 мм при 6,53 ± 1,72 мм на сравниваемых уровнях (p < 0,05). Корректное стояние винтов, имплантированных с использованием навигационных шаблонов и по методике free-hand, составило 93,7 и 88,0 % соответственно (различия недостоверны). Затраты времени на подготовку 3D-объектов для одной операции составили 1419 ± 190 мин, из которых собственно работа оператора занимает не более 10 %.
Заключение. Применение шаблонов, захватывающих две пары сегментов с наиболее узкими корнями дуг позвонков, позволяет значимо сократить продолжительность операции, в сравнении с методикой тотальной free-hand, при сопоставимой коррекции деформации и объеме кровопотери. Отказ от тотального использования шаблонов в пользу комбинации избирательной 3D-ассистированной имплантации и методики free-hand при идиопатическом сколиозе позволяет уменьшить время на предоперационную подготовку моделей, обеспечивая корректное стояние винтов с частотой, сопоставимой с использованием тотального 3D-моделирования позвоночника (по данным литературы – 92,5–97,6 %).
Цель исследования. Анализ состояния вегетативной регуляции ритма сердца у пациентов с идиопатическим подростковым сколиозом перед предстоящим хирургическим лечением деформации позвоночника.
Материал и методы. В исследование включены 30 пациентов с идиопатическим подростковым сколиозом, поступивших для хирургического лечения в январе–апреле 2021 г. Пациентов женского пола было 28, мужского – 2. Регистрацию вариабельности сердечного ритма проводили на аппарате «ВНС-микро», программное обеспечение «Поли-Спектр.NET, Нейрософт» (Россия). Исследование выполняли в течение 5 мин в положении пациента лежа и в течение 5 мин после проведения активной ортостатической пробы. Анализировали временные и спектральные показатели сердечного ритма.
Результаты. В состоянии покоя зарегистрировано увеличение временных показателей сердечного ритма и мощности высокочастотных волновых колебаний, что свидетельствует как о повышенной активности вегетативной регуляции в целом, так и о преобладании регулирующего влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Снижение всех спектральных составляющих при проведении активной ортостатической пробы и увеличение значений стресс-индекса в 3,5 раза свидетельствуют о значительном напряжении регуляторных систем.
Заключение. Анализ вариабельности сердечного ритма у пациентов с идиопатическим подростковым сколиозом в состоянии покоя показал повышенную вегетативную активность с преобладанием влияния на ритм сердца парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Развитие состояния постнагрузочного энергодефицита после активной ортостатической пробы свидетельствует о значительном предоперационном напряжении регуляторных систем, что относит эту категорию пациентов к группе повышенного риска развития осложнений, связанных с гемодинамической нестабильностью.
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель систематического обзора – анализ клинической эффективности различных технических вариантов хирургического лечения пациентов с повреждениями нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника. В обзор включены 57 публикаций за 2001– 2022 гг., отобранных из основных медицинских баз данных PubMed, Medline, The Cochrane Database of Systematic Reviews. В указанных публикациях выделили 5 вариантов выполнения хирургических вмешательств, клиническую эффективность которых анализировали по степени регресса неврологических нарушений, качеству достигаемой репозиции, величине потери коррекции в течение двух лет после операции, количеству осложнений, продолжительности операций и величине кровопотери. Для проведения попарного сравнения между группами использовали критерий Краскела – Уоллиса для нескольких независимых выборок, основанных на первоначальном определении нормальности распределения данных в группах. Для определения различий между параметрами до и после операции использовали критерий Вилкоксона для двух зависимых выборок. Различия признавали статистически значимыми при p < 0,05. Анализ литературных данных показал, что нет различий в динамике неврологического восстановления у больных с позвоночно-спинномозговой травмой в нижнегрудном или поясничном отделе позвоночника при применении пяти различных вариантов хирургического лечения. Также нет различий в качестве коррекции кифотической деформации травмированных позвоночно-двигательных сегментов между всеми изучаемыми группами. Статистически достоверно меньшая величина потери коррекции деформации отмечена у больных, которым выполняли циркулярную одноэтапную декомпрессию из заднебокового доступа и декомпрессию из комбинированных доступов. При этом операции из изолированных задних или передних доступов по этому параметру имеют сопоставимые результаты. Операции с декомпрессией дурального мешка из задних доступов характеризуются достоверно меньшим временем оперативного вмешательства, чем операции с декомпрессией из передних и комбинированных доступов. Наименьший объем кровопотери наблюдается при операциях с декомпрессией из изолированных задних доступов, наибольший объем – в группе с заднебоковым доступом и одноэтапной циркулярной декомпрессией. Оперативные вмешательства с применением заднего доступа статистически достоверно дают меньший процент осложнений, чем операции, включающие вентральный этап.
Цель исследования. По данным спиральной компьютерной томографии (СКТ) ретроспективно оценить восстановление передних и задних размеров тел позвонков и устранение деформации передней стенки позвоночного канала при травме грудного и поясничного отделов позвоночника.
Материал и методы. Материалом для исследования послужили данные СКТ и историй болезни 50 пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой грудопоясничного отдела, оперированных в разные сроки после травмы: до 10 дней –1-я группа, на 11–30-й день – 2-я группа. Всем пациентам выполняли репозицию позвоночника с помощью транспедикулярного устройства. По данным СКТ, проведенным до и после операции, производили расчет целевых параметров: высоты передних и задних размеров тела позвонка и межтеловых промежутков, угла сегментарной деформации.
Результаты. В 1-й группе передние и задние размеры тела позвонка восстановились в среднем на 95,3 ± 1,9 и 96,9 ± 1,4 % от исходной высоты; во 2-й группе – на 87,4 ± 4,2 и 96,6 ± 1,8 % соответственно. Максимальное восстановление передних размеров тел позвонков достигается при дистракции передних межтеловых промежутков ближе к 100 % от исходного размера в 1-й и 2-й группах. Максимальное восстановление задних размеров тел позвонков получено при дистракции задних межтеловых промежутков на 97 % и более от исходных размеров. Максимальное устранение смещения костных фрагментов из позвоночного канала получено при дистракции межтеловых промежутков на расстояние, близкое к 100 % от исходного, и при совпадении полученного угла сегментарной деформации с исходным.
Заключение. У пациентов, оперированных в первые 10 сут после травмы, получены больший процент восстановления передней и задней стенок тел позвонков и уменьшение деформации передней стенки позвоночного канала. Максимально устранить деформацию передней стенки позвоночного канала и восстановить высоту передней и задней стенок поврежденного позвонка удавалось при приближении полученных размеров межтеловых промежутков и угла сегментарной деформации к исходным.
Цель исследования. Анализ динамики вертеброгенного болевого синдрома и качества жизни пациентов с импрессионными переломами грудного и поясничного отделов позвоночника после выполнения транспедикулярной декомпрессии.
Материал и методы. В обсервационное проспективное пилотное исследование включены 10 пациентов с переломами грудного и поясничного отделов позвоночника типа А1 по AOSpine, которым в 2020–2021 гг. выполняли транспедикулярную декомпрессию. В предоперационном периоде и в динамике послеоперационного наблюдения в сроки 3 сут, 1, 3, 6 и 12 мес. изучены выраженность болевого синдрома по ВАШ, показатели ODI и величина апикального кифоза.
Результаты. Возраст пациентов – 35–70 лет (медиана 46). Соотношение мужчин и женщин 1 : 4. По локализации переломы распределились следующим образом: Th10 – у 1 (10 %) пациента, Th11 – у 1 (10 %), L2 – у 2 (20 %), Th12 – у 3 (30 %), L1 – у 3 (30 %). В течение года отмечен статистически значимый регресс болевого синдрома по ВАШ с 9,5 (7,3; 10,0) до 2,0 (1,0; 2,0) балла (χ2 = 35,5, df 4, p < 0,001), при этом примечателен быстрый регресс болевого синдрома через 3 дня после декомпрессии с 9,5 (7,3; 10,0) до 4,5 (4,0; 6,0), а также уменьшение ODI и улучшение качества жизни пациентов с 69,0 (58,5; 82,0) до 9,0 (4,8; 10,8): χ2 = 36,8, df 4, p < 0,001. За время наблюдения у всех пациентов отмечалось увеличение сегментарного угла Cobb c 5,3°(4,1°; 6,7°) до 9,7° (8,4°; 12,5°; р = 0,005), однако это не повлияло на интенсивность болевого синдрома в спине или на качество жизни пациентов. Вновь возникших переломов, болезни Кюммеля и послеоперационных осложнений не выявлено. Во всех случаях при лучевой диагностике в течение первого года после транспедикулярной декомпрессии визуализировался спонтанный костный блок на уровне перелома.
Заключение. Транспедикулярная декомпрессия является эффективным, безопасным и патогенетически обоснованным методом лечения вертеброгенного болевого синдрома на фоне переломов.
ДЕГЕНЕРАТИВНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Определение значений единиц Хаунсфилда (HU) поясничных позвонков, прогнозирующих неудовлетворительные рентгенологические результаты кругового межтелового спондилодеза на поясничном уровне.
Материал и методы. Проанализированы данные пациентов, прошедших одноуровневое декомпрессивно-стабилизирующее вмешательство на уровнях L4–L5 или L5–S1 по поводу дегенеративных заболеваний позвоночника. Оценивали КТ-изображения поясничного отдела позвоночника до операции с измерением значений HU тел позвонков сегмента вмешательства, а также КТ-изображения через 1 год после операции для оценки степени формирования межтелового блока и проседания кейджа. Выделены три группы: пациенты со сформированным межтеловым блоком и без проседания кейджа (контрольная группа); пациенты с несостоятельностью межтелового блока; пациенты с проседанием кейджа.
Результаты. В исследовании представлены данные КТ-томограмм 257 пациентов. Частота несостоятельности блока составила 32,3 % (83/257), частота проседания межтелового кейджа – 43,6 % (112/257). Доля пациентов, имеющих сниженную минеральную плотность костной ткани (МПКТ), составила 26,1 % (67/257). У пациентов с несостоятельностью блока и проседанием отмечаются более высокие показатели ODI (p = 0,045 и p = 0,050) в сравнении с контрольной группой. Наличие несостоятельности блока и проседания ассоциированы со сниженной МПКТ (p < 0,05), со значениями HU позвонков (p < 0,05), с более высоким значением ODI (p < 0,05). Согласно ROC-анализу определены пороговые значения HU, равные 127 HU, 136 HU и 142 HU для тел L4, L5, S1 позвонков соответственно, по достижению которых риск возникновения сочетания несостоятельности блока и проседания значительно возрастает (p = 0,022).
Заключение. Пациенты с несостоятельностью межтелового блока и проседанием кейджа имеют менее удовлетворительные клинические результаты. Значения HU тел позвонков, равные 127 HU, 136 HU и 142 HU для тел L4, L5, S1 позвонков, целесообразно использовать в практической работе для прогнозирования несостоятельности блока и проседания кейджа после одноуровневого декомпрессивно-стабилизирующего вмешательства на нижнепоясничом уровне.
ОПУХОЛИ И ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Цель исследования. Анализ клинико-морфологических особенностей нейрогенных опухолей типа песочных часов в грудном отделе позвоночника и их влияния на исходы лечения с использованием задних хирургических доступов.
Материал и методы. Изучены результаты хирургического лечения 295 пациентов с опухолями, растущими из корешков спинного мозга на грудном уровне. У 63 (21 %) из них диагностированы опухоли спинно-мозговых нервов. Подавляющее число новообразований представлено невриномами Grade 1 – 57 (90 %), нейрофибромы Grade 1 обнаружены у 3 (5 %) человек, злокачественные опухоли (High-grade) – у 3 (5 %). Интраканально новообразования находились в 42 (66,7 %) случаях, интраэкстравертебрально (песочные часы) – в 21 (33,3 %).
Результаты. Выполнено микрохирургическое удаление опухоли с применением двух типов малотравматичных операционных дос-тупов: 1) задний срединный – 56 (89,0 %) случаев, из которых в 36 (64,4 %) случаях провели гемиламинэктомию, в 15 (26,8 %) – интерламинэктомию, в 5 (8,1 %) – ламинэктомию; 2) паравертебральный – 7 (11,0 %) из 63 с частичной фасетотомией или фасетэктомией, резекцией части головки и верхнего или нижнего края ребра на одном уровне. Тотально опухоль удалили у 56 (88,9 %) пациентов, субтотально – у 7 (11,1 %); интраканальные новообразования удалены тотально у 40 (95,2 %) пациентов. Аналогичный объем операции достигнут при удалении 16 (76,2 %) неврином типа песочных часов. Оперативные вмешательства, проведенные в раннем послеоперационном периоде, улучшили функциональное состояние больных: индекс шкалы Карновского увеличился с 70–80 до 90 %, уменьшился болевой синдром по ВАШ с 5–6 до 2 баллов. У 42 (66,7 %) пролеченных получены хорошие клинические результаты, у 17 (27,0 %) – удовлетворительные, у 6 (6,3 %) – неудовлетворительные. У 29 пациентов имелись симптомы миелопатии: в 3 (10,3 %) случаях произошел их полный регресс, в 9 (34,6 %) – частичный, в 13 (50,0 %) – они сохранились на дооперационном уровне, в 4 (15,4 %) – усугубились.
Заключение. Использование современной нейроинтраскопии, микрохирургической техники и малотравматичных задних хирургических доступов при резекции опухолей спинно-мозговых корешков на грудном уровне позвоночника дает хорошие клинические результаты лечения в раннем послеоперационном периоде. Имеющаяся опухоль типа песочных часов в грудном отделе позвоночника снижает вероятность ее тотального удаления при выполнении малотравматичного заднего доступа.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Цель исследования. Анализ ведущих возбудителей имплант-ассоциированной инфекции (ИАИ) после оперативных вмешательств на позвоночнике и выявление тенденций изменения паттерна микроорганизмов на этапах лечения методом отрицательного давления (ЛОД-систем).
Материал и методы. Изучены результаты микробиологических посевов 25 пациентов с ИАИ позвоночника. Оценена частота встречаемости грамположительной и грамотрицательной микрофлоры, определены ведущие виды возбудителей. Исследованы изменения структуры идентифицированных микроорганизмов на различных временных интервалах лечения.
Результаты. У 25 пациентов на этапах лечения методом отрицательного давления выполнено 136 микробиологических исследований с идентификацией микроорганизмов в 127 (93,3 %) случаях. Частота грамотрицательной микрофлоры составила 50,0 %, грамположительной – 42,6 %, Candida sp. – 0,7 %, в 15,4 % выделены микробные ассоциации с доминированием грамотрицательной мик-рофлоры на всех сроках лечения. Отмечено не только разнообразие выделенной флоры (E. faecalis – 16,5 %, P. aeruginosa –14,2 %, K. pneumoniae – 11,0 %, S. aureus и A. baumannii – по 9,4 % и S. epidermidis – 8,6 %), но и изменение спектра флоры на этапах лечения: на 1-й и 2-й неделях c первого санационного вмешательства и установки ЛОД-системы наиболее часто выявлялись E. faecalis, на 3-й и 4-й неделях – P. aeruginosa и A. baumannii, в течение 2-го мес. – E. faecalis и P. aeruginosa, позднее – грамотрицательные бактерии на фоне роста встречаемости K. pneumoniae. Частота верификации остальных видов микроорганизмов статистически значимых различий не имела. Микробные ассоциации обнаруживались со 2-го мес. лечения. В 72 % случаев в процессе лечения ИАИ позвоночника отмечена смена возбудителей. В среднем такое лечение потребовало 7–8 смен повязок системы ЛОД на одного пациента. Данный метод лечения позволил добиться как отрицательных результатов микробиологического исследования, так и стойкого купирования инфекционного процесса.
Заключение. Для ИАИ, осложняющей оперативные вмешательства на позвоночнике, характерна смена возбудителей в процессе лечения, требующая не только многократных санаций с заменой повязок ЛОД-системы, но и адекватной длительной рациональной (этиологически обоснованной) антибактериальной терапии, базирующейся на контроле данных как о спектре, так и о резис-тентности микроорганизмов.
ФОРУМЫ ДЛЯ ВЕРТЕБРОЛОГОВ
Форумы для ветребрологов
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
ISSN 2313-1497 (Online)