КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ данных 212 пациентов за 2015–2018 гг. Критерии включения в исследование: возраст старше 18 лет, этапные оперативные вмешательства, включавшие вентральный спондилодез и заднюю внутреннюю фиксацию, проведенные в одну хирургическую сессию, по поводу посттравматических деформаций грудного и поясничного отделов позвоночника. Исследованы демографические данные пациентов, протоколы оперативных вмешательств с учетом хирургических доступов, времени операций и кровопотери. Учтены интраоперационные и послеоперационные осложнения до 6 недель после операции. Исследована величина интраоперационной кровопотери в виде абсолютного объема и процента потери объема циркулирующей крови (ОЦК).
Результаты. При использовании метода этапных оперативных вмешательств при коррекции посттравматических деформаций у 14,2 % пациентов зафиксированы осложнения, из них интраоперационные – 3,3 % случаев, послеоперационные – 10,9 %. Самыми частыми осложнениями были инфекции области хирургического вмешательства, как правило, заднего доступа, и пневмония. Количество неврологических осложнений составило 1,4 %. При проведении трехэтапных оперативных вмешательств частота осложнений была выше, чем при двухэтапных. При коррекции посттравматической деформации в поясничном отделе позвоночника частота осложнений оказалась выше, чем в грудном отделе. Интраоперационная кровопотеря в исследованной группе составила 562,2 ± 504,7 мл. Наиболее значимая кровопотеря, свыше 30 % ОЦК, отмечена у 13 (6,1 %) пациентов. При использовании минимально-инвазивной транспедикулярной фиксации в ходе этапного оперативного вмешательства зафиксировано наименьшее количество инфекционных раневых осложнений и интраоперационной кровопотери.
Заключение. Этапные оперативные вмешательства при коррекции посттравматических деформаций грудного и поясничного отделов позвоночника являются безопасным методом хирургического лечения.
ДЕФОРМАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА
Представлен анализ отечественных и зарубежных публикаций
последних 15 лет, соответствующих по уровню доказательности
не менее 2, посвященных результатам лечения детей с врожденными моносегментарными аномалиями развития позвоночника.
Суммарно проанализировано 657 клинических случаев, в том
числе 593 из данных литературы и 64 из опыта авторов статьи.
Выполнен сравнительный анализ результатов лечения полупозвонков у детей с использованием комбинированного доступа,
расширенного дорсального доступа и локального дорсального
доступа с педикулярной экстирпацией по следующим критериям: возраст пациентов на момент лечения, величина локальной
(сегментарной) дуги до операции и сразу после оперативного
лечения, процент коррекции, объем кровопотери, длительность
операции, тип и протяженность фиксации, характер и структура осложнений. Отмечены преимущества педикулярной экстирпации аномального позвонка из дорсального доступа по времени операции, по интраоперационной кровопотере, риску неврологических осложнений при сопоставимой коррекции деформации, времени активизации и реабилитации пациента по
сравнению с комбинированным доступом, а также по объему
кровопотери и коррекции кифотического компонента по сравнению с дорсальным.
Материал и методы. Проведено лечение 20 пациентов со сложной анатомией позвоночника, вызванной врожденными аномалиями развития позвонков. У 9 пациентов имелись сложные неклассифицируемые аномалии развития позвоночника, у 11 – смешанные аномалии, у 3 из них – аплазия структур позвоночного столба. С целью оценки результатов пациентов разделили на две группы по 10 человек. В группе I проводили стандартную предоперационную подготовку по данным рентгенограмм, КТ и МРТ. В группе II предоперационная подготовка сопровождалась использованием предварительно изготовленной 3D-модели позвоночника пациента. За основу взяты данные КТ позвоночника, которые преобразовывали в stl-модель. Печать модели осуществляли с применением 3D-принтера. Провели анкетирование врачей, специализирующихся в патологии позвоночника, для оценки эффективности применения 3D-моделирования в предоперационном планировании.
Результаты. При анкетировании хирургов отмечены случаи изменения тактики хирургического лечения после 2-го этапа опроса, основанные на применении стандартных методов лучевой диагностики и 3D-модели всего позвоночника пациента с прототипированием грудного, поясничного, крестцового отделов позвоночника. В 25,3 % случаев тактика была изменена. Значительное улучшение результатов хирургического лечения отмечено в группе II, где применяли 3D-моделирование, – 94,9 % винтов без мальпозиции, в группе I – 78,1 % винтов без мальпозиции.
Заключение. 3D-моделирование позволяет повысить точность установки транспедикулярных винтов и снизить риск их мальпозиции, что благоприятно влияет на биомеханические свойства конструкции и снижает риск повреждения невральных структур. Использование 3D-моделирования позволяет статистически достоверно снизить время, затрачиваемое на установку одного винта, и количество рентгеновских снимков, требуемых при этом. Снижение количества снимков позволяет уменьшить лучевую нагрузку не только на пациента, но и на персонал отделения.
Материал и методы. Трехуровневые навигационные шаблоны были использованы при хирургическом лечении четырех последовательно оперированных пациентов 10–17 лет с врожденными деформациями позвоночника на фоне грудных полупозвонков. Корректность стояния винтов после операции оценивали по данным КТ по системе двухмиллиметровых инкрементов: класс 0 – внутрикостное расположение винта; класс 1 – винт выходит за пределы кортикального слоя не более чем на 2 мм; класс 2 – винт выходит за пределы кортикального слоя на 2–4 мм; класс 3 – винт выходит за пределы кортикального слоя более чем на 4 мм. Для обработки DICOM-данных предоперационных КТ использовали свободное программное обеспечение. Модель зоны интереса и навигационный шаблон распечатывали на 3D-принтере и использовали на операции.
Результаты. Прогностически трудными для имплантации с планируемым нарушением целостности замыкательной пластинки оказались 4 (25 %) из 16 корней дуги с шириной ножки менее 4,35 мм. Перфорация наружного кортикального слоя имела место при этом во всех случаях, причем только при ширине ножки 1,9 мм положение винта соответствовало классу 2. При ширине ножки более 4,35 мм внутрикостное расположение винта (класс 0) достигнуто в 11 (91,7 %) из 12 случаев: в одном винт выступал за пределы кортикального слоя на 0,8 мм (класс 1).
Заключение. Трехуровневый навигационный шаблон может рассматриваться как эффективное средство позиционирования транспедикулярных винтов при вторичных изменениях смежных с аномальным сегментов, затрудняющих имплантацию. Для подготовки 3D-модели зоны интереса и создания навигационного шаблона достаточно свободного программного обеспечения, при этом такая модель является высокоинформативным референтным объектом, который удобно использовать в ходе операции. Изготовленный с помощью 3D-печати навигационный шаблон не требует использования дорогостоящего оборудования, что может сделать выполнение операций при врожденном сколиозе более доступным.
ДЕГЕНЕРАТИВНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Материал и методы. В 2012–2016 гг. пяти пациентам 11–17 лет выполнили удаление грыжи диска и декомпрессию корешка с последующим проведением аннулопластики имплантатом Barricaid. Клиническими и лучевыми (КТ, МРТ) методами оценены выраженность боли по ВАШ, степень дегенерации межпозвонковых дисков по Pfirrmann, ориентация фасеточных суставов, хрящевой поверхности и выраженность склероза. Период анализа отдаленных результатов составил в среднем 57 мес. (от 40 до 62 мес.). Результаты операции оценены в соответствии с модифицированной шкалой MacNub в сроки 3 мес. и 3 года после операции.
Результаты. Во всех случаях при операции достигнут положительный клинический эффект с полным купированием болевого синдрома, в том числе полный регресс дистального пареза нижней конечности. У всех пациентов результат операции в течение 3 мес. оценен по шкале МасNub как хороший, а в сроки более 3 лет – как отличный. Положение имплантатов стабильное, без признаков дальнейшей дегенерации диска и снижения межтелового пространства.
Заключение. Закрытие дефекта фиброзного кольца после поясничной микродискэктомии обеспечивает отличные отдаленные результаты у подростков с компрессионно-корешковым синдромом при грыжах межпозвонковых дисков. Однако для убедительной и достоверной оценки метода требуются дальнейшие исследования с проведением сравнительного анализа на достаточном клиническом материале.
Материал и методы. Дизайн исследования – одноцентровое ретроспективное. В исследование включены пациенты, оперированные по поводу грыж поясничного отдела позвоночника на уровнях L4–L5, L5–S1. Период наблюдения – 3 года. Выделено две группы: I – 350 пациентов (на основе их данных была создана многофакторная модель логистической регрессии прогноза), II – 514 пациентов. Группа II с помощью созданной для группы I модели логистической регрессии была разделена на две подгруппы: IIa (вероятность рецидива менее 50 %) – 497 (96,7 %) пациентов, IIb (вероятность рецидива более 50 %) – 17 (3,3 %). В подгруппе IIa проводили микродискэктомию, IIb – спондилодез. Оценку эффективности многофакторной модели логистической регрессии проводили с помощью сравнения рисков реопераций в группах I и II. С целью получения однородных дооперационных показателей параметров групп I и II использовали метод PSM. Статистические расчеты проводили в программе RStudio на языке статистического программирования R.
Результаты. В группе II значимые отличия показателей в подгруппах отмечены по следующим параметрам (p < 0,05): курение, индекс высоты диска, сегментарный объем движений, угол поясничного лордоза, тип межпозвонковой грыжи (кроме секвестра), изменения Modic, стадия дегенерации межпозвонкового диска по Pfirrmann. В подгруппе IIa проведено 8 (1,6 %) реопераций, IIb – 2 (0,4 %). Данные групп I и II были выравнены с помощью метода PSM по значимо отличающимся показателям. Объем выборки: по 37 пациентов в каждой группе. Количество реопераций в группах статистически значимо различалось: I – 35 % [22 %; 51 %]; II – 5 % [1 %; 18 %]. Риск реопераций в группе II в 0,13 [0,03; 0,58] раза ниже, чем в группе I (p = 0,002).
Заключение. Предложенная система прогноза результатов хирургического лечения пациентов с грыжами межпозвонковых дисков может быть использована как инструмент для определения хирургической тактики лечения, направленной на снижение частоты реопераций.
ОПУХОЛИ И ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Материал и методы. Проведен моноцентровой сравнительный ретроспективный анализ 116 больных ВИЧ-инфекцией и 158 ВИЧнегативных больных, оперированных по поводу туберкулезного спондилита, с анализом факторов риска возникновения послеоперационных осложнений – сопутствующих заболеваний, индекса коморбидности Чарлсона, риска анестезиологического пособия и хирургического вмешательства по шкале ASA.
Результаты. Имели сопутствующую патологию и соответствовали классам 3 и 4 по критериям ASA 88,3 % пациентов общей когорты. У пациентов, соответствующих классу 4, инфекционные осложнения встречались в 1,5 раза чаще, прежде всего за счет ранних осложнений при иммунодефиците, при этом в группе ВИЧ-негативных пациентов частота осложнений не имела существенных различий в указанных классах. У больных ВИЧ-инфекцией при умеренно более высоком риске оперативного лечения и наркоза (коэффициент повышения риска – 1,19) риск послеоперационных осложнений увеличился в 1,76 раза. Специфические послеоперационные осложнения у больных ВИЧ-инфекцией встречались чаще, чем в контрольной группе (2 = 4,53; OR= 2,76).
Заключение. Наличие ВИЧ-инфекции у больных туберкулезным спондилитом, в сравнении с ВИЧ-негативными пациентами, является фактором риска, достоверно повышающим риск ранних (возникших до 1 года после оперативного вмешательства) послеоперационных осложнений, таких как послеоперационная пневмония, обострение (прогрессирование) спондилита и развитие туберкулезного менингита. При этом риск развития поздних послеоперационных осложнений от факта ВИЧ-инфицирования не зависит.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный моноцентровой анализ медицинской документации пациентов, проходивших лечение с диагнозом «гематогенный остеомиелит позвоночника» в 2006–2017 гг. в областной клинической больнице № 2 (Тюмень). По данным 209 медицинских карт стационарных больных изучен характер выделенной микрофлоры. Консервативно пролечены 68 пациентов, оперированы – 141. Из операционного материала у 77 больных выделено 93 штамма бактерий, при пункции очага поражения – у 32 пациентов 20 штаммов, из крови – у 20 человек 21 штамм.
Результаты. Возбудитель гематогенного остеомиелита позвоночника идентифицирован у 117 (56,0 %) пациентов, в том числе грамположительная флора – в 56,3 % наблюдений. Основными возбудителями являлись Staphylococcus spp. (53,8 %). S. aureus, чувствительный к оксациллину (MSSA), определен в 35,5 % случаев, его резистентная форма (MRSA) – в 3,3 %. У 26 (12,4 %) больных выявлено два и более возбудителей с преобладанием стафилококковой флоры.
Заключение. Наиболее частой причиной гематогенного остеомиелита позвоночника является грамположительная флора с преобладанием S. aureus (38,8 %). Анаэробы идентифицированы в 30,6 % наблюдений. В 26 (12,4 %) наблюдениях выделено более одного возбудителя. Значимых различий по форме заболевания при грамположительной, грамотрицательной флоре и полимикробном поражении не выявлено (р = 0,498). S. aureus чаще встречается при поражении шейного отдела позвоночника в сравнении с грудным (р = 0,003) и поясничным (р = 0,001). Отмечается тенденция к увеличению пептострептококков при поражении поясничного отдела позвоночника (р = 0,09). S. aureus достоверно чаще выделяется при острой форме заболевания, чем при подострой (р = 0,009) и хронической (р = 0,012) формах, пептострептококки – при подострой (р = 0,001) и хронической (р = 0,003) формах заболевания.
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ФОРУМЫ ДЛЯ ВЕРТЕБРОЛОГОВ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
ISSN 2313-1497 (Online)